1
НРАВСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА
Экономические трактаты и статьи – в большинстве своём – представляют экономику, как некую объективную субстанцию – как физику, химию – то есть нечто, существующее помимо человека (хотя и в связи с ним) и изучаемое человеком – в то время как экономика - всего лишь производная деятельности человека, и выбрасывать интересы огромных слоёв населения из сущности рассуждений о ней также нелепо, как , к примеру, охотиться в зоопарке, или на основании филологического анализа с пустым щеголяньем терминами судить о качестве стихотворения.
Отсюда убеждение, что нравственная экономика невозможна по сути – мол, пряников не хватает на всех; с кнутом же всегда дело обстоит лучше.
В то время, как суть экономики – суть, каковой она должна быть, суть в приближении к идеалу – сделать достойным существование всех людей, всех, сколько их не будь, вне деления на классы, прослойки и проч., обеспечить им сносное материальное существование ради необходимейшего духовного роста и умного творчества всякого.
Узел завязан крепко – сложно представить нувориша, обеспокоенного жизнью сограждан – если только это не сулит ему новые барыши; и в ближайшее время вряд ли придётся стать свидетелями экономического чуда – не в смысле процветания производств, а в сфере экономики взаимопомощи, экономики, организованной умно и щедро.
К примеру, так называемая «жёлтая пресса» – казалось бы, нет ничего проще устранить этот мерзкий поток пустых сплетен и пересудов: любой компетентный совет психологов, собранный на правительственном уровне даст заключении о вреде оной прессы, вреде, наносимом ею душам сограждан, забивающей их мозги галиматьёй…а дальше – нет, не надо никаких репрессий, просто следует принять закон – об огромном, разорительном штрафе за публикацию информации о частной жизни так называемых «звёзд» ( подлинные звёзды человечества – Конфуций, Данте, Бах, Леонардо да Винчи, Достоевский, - так что неудобно как-то обозначать этим словом всевозможных деятелей шоу-бизнеса, спортсменов и крикливых политиков). Если кому-то угодно анализировать «творчество» очередного безголосого певуна, в которого вложены огромные деньги – пожалуйста, но если появляется информация о его любовницах, дебошах, машинах и проч. – на издание налагается огромный штраф.
Таким образом можно, казалось бы, легко очистить и осветлить пространство, убрав из него «жёлтую прессу», но…дальше вступает партия денег, плюс рассуждения псевдоэкономические и псевдофилософские о потерянных доходах, подавленных свободах и проч.
Пронизать экономику нравственным пафосом, осветлить её светом взаимопомощи и состраданья – дело не прагматиков, всегда стоящих у власти – и значит, увы, дело не сегодняшнего дня, но утверждать, что нравственная экономика невозможно вовсе так же нелепо, как имея множество свидетельств существования иных миров и жизни после смерти продолжать утверждать, что жизнь наша – короткий отрезок между двумя потоками тьмы, и делать из этого вывод – Бери от жизни всё!
2
ПОЧЕМУ НАМИ ПРАВЯТ ОТБРОСЫ?
Жизнь – как градация метафизических форм речи; градация сложная и многоступенчатая, с бессчетным количеством нюансов, но агрессия есть одна из самых низовых – чёрных и пещерных – форм оной метафизики. Дщерь мрачных инфрапещер, агрессия обладает тяжёлой сутью выживаемости – сутью, которая равна антисути: будто создана из духовной антиматерии. Люди с превалирующей в духовном составе агрессией отличаются повышенной устойчивостью, способностью к бесконечному лавированию во враждебной среде – в то время, как световое естество души тонко и нежно: поднимая человека вверх, увлекая выше и выше, оно ставит его в невыгодное положение в видимой реальности, позволяя оставлять по себе световые следы в форме мудрых книг, тонких стихов, совершенных холстов, ярких теорий. Сумма подобных явлений – над бездной яви, воспринимаемой нами как заурядная жизнь – а в кислотной, лютой, враждебной среде гребень кипения способны одолеть только максимально агрессивные – в сущности те, чьи души не далеки от отбросов, - а прикоснувшись к возможности светового движения вверх они бы перестали быть собой и легко бы отошли и от жажды власти и от самой власти…
Власть – пласт, тяжёлый, давящий пласт; сущность эта её заложена уже в названии, в тугом сочетании четырёх согласных, и мягкий знак на конце – фонарик возможного умягчения.
Власть – пласт агрессии; пласт, спрессованный из отбросов; пласт для тех, чьи души оттиск с оного пласта…Было, есть, будет…Влияние на нас тонких и умных стихов, яркой и сложной прозы существенно меньше, нежели гипноз змиеподобных носителей власти, обольщающих толпы…
Конденсация света в душе есть существенная форма протеста, пока…пока – по выражению Достоевского «человек не изменится физически…»
3
О ХИЛИАСТИЧНОСТИ СОЗНАНЬЯ
Куда ты бежишь?
Служебная суета, смазанная мазью несправедливости – как ты её понимаешь (всякое утеснение тебя мнится несправедливостью; всякое – без попытки разобраться в его сути), надоевшие семейные дрязги; и ранние сумерки, в которых рождается тоска по свету, и надо в магазин за продуктами, и денег нет на новый компьютер сынишке, и телевизор бомбардирует сознание ядрами негативной информации и обстреливает шрапнелью глупости, и бессонница, а подниматься в рань несусветную, ибо служба, служба…
Так куда ты бежишь?
Возможно хочу ускользнуть от суммы всего, известной как жизнь в иную данность – данность, над которой сияет вечный торжественный полдень справедливости и любви?
Лучшие – наиболее передовые что ли – участки мозга всегда настроены на световую волну; лучшие – пусть безвестные, слабо влияющие на жизнь. Тайна справедливости вшифрована в совесть. Не мысля о праведности, толком не зная о ней, путая её со святостью – подсознательно любой из нас стремится в царство справедливости и света.
Хилиастичность человеческого сознанья – как основа основ будущего.
Что в Апокалипсисе сказано прямо? И меч, выходящий из уст ангела есть речь…Ткань символов не расплетается, и жизнь остаётся жизнью – низовой, муравьиной – но светлая волна хилиастичности оживает в мозгу, маня в даль дивную, призывая меняться, совершенствоваться.
Вот туда и бежим – в осовремененный, таинственный Китеж – неосознанно, сбрасывая ломти повседневности; туда, куда зовёт хилиазм – хилиазм сознанья, пусть и не обозначенный так терминологически, но вшифрованный в сложную систему мозга…
4
УЗЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
Системы управления современного социума основаны на насилии – и варьируется только доза его: в разных пропорциях можно увидеть оную, скажем, в монастыре и в процветающей коммерческой фирме, при кардинально противоположном целеполагании. Можно ли иначе?
Можно ли в современном социуме лечить преступления – врачеванием души, а не порождать новые наказанием разной степени строгости?
Если убрать из преподавания управления сумму стереотипов, согласно которым действует только земная, линейная логика, если насытить программы обучения хотя бы отблеском общей цели – превращения земли в сад – то, вероятно, и твёрдые камни насилия можно размягчить, а впоследствии заменить нежным светом сотрудничества и яркой данностью взаимопомощи…Мудрость – высшая степень обретения; внизу остались горы эволюционного мусора – корысть (современный менеджер – воплощенье корысти), зависть, пустая амбициозность. Мудрость управления – связанность управленца вышестоящего с подчинёнными линией света, гармонией сотрудничества, общим знанием цели – не сиюминутной, приземлённой, а высшей и возвышающей – знанием окрыляющим, поднимающим ввысь…
5
ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Шаровая мысль Дюркгейма, сухо и по-новому трактующая пространство социума сколь союзна с эзотерической силой познания?
Восстание масс чревато непредсказуемыми последствиями – подобно тому, как всеобщая грамотность послужила основой возникновения масс-культа – пустого, навязчиво-агрессивного, аппелирующего к низшим структурам души и не сильно развитому интеллекту.
Мир, пронизанный эзотеричностью, сколь нуждается в социологии, в сухих до графичности выкладках, созидающих числовую картину данности, но не дающих ни толики для роста души? А если иначе подойти к социологическим построениям, то какая же это будет социология?
Тем не менее, беда современного человека – оторванность от духовного океана, какой угадывается только в предчувствиях, в тончайших ощущениях – может быть преодолена суммарностью: союзом научного поиска, религиозного делания и разнообразных художественных форм, и ни одна из общественных наук не имеет право манкировать сущностью эзотерического познания, расширяющего возможности человека до весьма значительных пределов.
Не цифра, но дух определяют любое делание – научное, не в меньшей степени, чем художественное; и обогащение социологических расчетов и опусов сознанием этого могло бы дать позитивные результаты – если не прозвучать своеобразной смысловой симфонией, представляющей новую картину жизни. И жизни социума в том числе.
И – да проступят сквозь страницы графиков и построений – живые чаянья душ! Да не только тела, их сумма, и сумма внешних взаимосвязей будут интересовать социологию – но и поля духовные, определяющие жизнь оных тел!
6
ЖИЗНЬ-МЕТАФОРА
Жизнь – как метафора, вибрирующая светом.
Как сумма световых метафор, верой пронизывающих видимое и незримое пространства.
Объясни это человеку в колумбарии – человеку с почерневшим лицом, бормочущему нечто, человеку, с душой, смятой скорбью?
Чтобы видеть в смерти прекраснокудрую подругу, ведущую в миры, не менее увлекательные, чем наш нужно…
Многое.
То, чем обладают немногие, а иные стремятся к оному благотворному обладанию.
Вера учёных – как одно из доказательств насущности веры – если не её естественности.
Фарадей был пресвитером.
Мендель был католическим монахом.
Николай Боголюбов был воцерковлённым православным.
Изощрённость мысли, ведущая к ощущению Творца, а после к знанию о нём.
Сплошная световая полоса – преджизнь, переходящая в знакомую нам жизнь, переходящая в смерть-жизнь…
Космос – как поле мыслящей материи, как световой, волновой колосс счастливой сверхжизни.
Крошечная (и преогромная) - сомненьем переполненная Земля.
Жизнь – как сумма световых метафор, верой пронизанных и верой вызванных к жизни.
7
ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ
1
Инвестиции в собственную душу – как альтернатива инвестиционной политики социума. Инвестиции сострадания и доброты – не проходи мимо нищих, накорми дворовых собак. Можно ли всю боль мира пропустить через себя? Конечно, нет – ты и не знаешь всю её, в полном объёме, но не закрывай сердца от состраданья тому, кому можешь сострадать, и пусть рука твоя всегда будет готова к помощи. Инвестиции произведений искусства в свою душу – она вибрирует от величия и немой многозвучности готических соборов, и поёт от умной гармонической строгости Храма Покрова на Нерли; в детстве плакал над Муму – и стоило того, и ужасно, если не заплачешь сейчас, или не сможешь ощутить сопричастность мирового духу, перечитывая Илиаду. Космос души расширяется, соприкасаясь с мировым духовным космосом, и инвестиции оные дадут световой результат – в социуме, обеспокоенном совсем другими инвестициями…
2
Инновационные технологии, внедрённые в душу – как сделать сострадание не просто болью – стигматом на сердце – но деятельной помощью тому, кому можешь помочь? Всегда кому-то хуже, нежли тебе. Дети, увы, не только смеются, но и плачут. Инновационные технологии выработки радости – радости светлой, лишённой желаний, радости мудрой и сосредоточенной – листок ли осенний свернулся улиткой на подоконники, ливень ли натянул тугие жгуты, снег ли тихо убеляет пространство, зачехляя привычный двор - всё хорошо, всё свыше, всё жизнь…Инновационные технологии устранения злобы, алчности, ненависти из собственного сердца – сдвинь гору, чтобы двигать горы зерном веры; хорони чёрное, нечистое, радуйся, если оный могильник растёт – ибо на нём разобьёшь сад высшей души, другим передавая опыт, если таковой накопишь – передавая - безвозмездно, конечно.
Инновации безвозмездности…
8
БЕСКОНЕЧЕН ЧЕЛОВЕК
Коль не выжжен стигмат сострадания на сердце твоём – пусто сердце. И болеть ему лишь за себя, перегорая праздным огнём обид и амбиций.
Выходят из тумана непроявленности, тестообразной всеобщности люди; люди-ветошки, люди никакие – сгинули б: да подняло их слово, выявило черты – нам в урок, нам в укоризну.
Вот «Честный вор» Достоевского. Вот Емельянушка – многопьющий, низкий, полуистлевший, как пустая тетрадка, забытая на дне сундука – а тетрадка-то не пустой оказалась. Пламенели в ней письмена нечитанные; и вот – из потёмок петербургских проступило лицо, и вот покража сокрытая – пересилила тяга к вину – проявилась болью в его чертах; и вот отчаянье прожгло кислотой состраданья ваше сердце, читатель. Бесконечен человек, невообразим, Вавилон всего в нём, Палестина стражды, и космос над ним – многозвёздность, чуть проливаемая в него…
Почему же книги не меняют нас? Почему? Ведь живёт, живёт в тебе – не так, не так! – но дальше по-прежнему тянешь, волынишь музыку жизни…
9
ВНУТРЕННЯЯ ЭКОНОМИКА
Внутренняя экономика – экономика души – до определённой степени важнее внешней, заложниками которой мы все в той или иной мере являемся.
Возможность управлять собой, как государством – государством, где главной составляющей является свет, и равнять себя и чистить только согласно двум основополагающим законам – Заповедям Моисеевым и Нагорной проповеди – цель высокая, но любые усилия, потраченные на её достижения будут оправданы.
Внешний мир – с его многообразием форм и связей, с его суетливым, сливающимся в массу броуновским движением представляется покровом – покровом, сотканным сложно, так, что иллюзии наши становятся родными и труднопреодолимыми, а мечты порою реальнее объективной реальности (насколько она вообще объективна) , и сдёрнуть покров сей, чтобы обнажилась суть практически невозможно.
Но – невозможные возможности только и интересны, ибо на этом пути энергия мысли и светопись чувств рождает наиболее ощутимые результаты.
Внешнее останется внешним, внутреннее – то, что обеспечивает подъём – и даже при максимальном успехе (который, впрочем, сложно квалифицировать) никакие панорамы, никакие мысли и просветлённые состояния не будут предельными, ибо за ними откроются новые и новые; внутренняя экономика, таким образом, может превратить индивидуума в световую каплю, - сумма которых организует постепенно океан сияний; а конденсация света в душе не может пройти даром, восполняя потраченные силы и открывая новые перспективы пути.
10
КОВЁР
Бессчётные траектории бильярдных ударов. Не бойся выиграть, не страшись проиграть. Бессчётные нити сплетают пёстрый, шикарный ковёр со сложнейшим рисунком. Потяни за одну – доберёшься до правды. Никогда. Ибо правда по сути – сумма сумм. Не бойся проиграть, не радуйся выигрышу. Отсутствие результата – наиважнейший результат невозможного пути: пути, раскрывающего истинные возможности. Слепой шар сулит попаданье в цель – ответвление мысли окрыляет сердце. Выигрыш расслабляет, проигрыш мобилизует. Верно и другое: проигрыш расслабляет, выигрыш мобилизует: зависит от точки зрения. Но всё сплетает ковёр.
Ковёр, на котором и разворачивается действо жизни, и крохотные бильярдный столик смыслов в углу – тоже его часть…
11
ХАОС ЮРИДИЧЕСКИЙ
Закон должен быть краток – как вдох.
Краток, мускульно лаконичен, чёток, как графика зимних кустов, питательно наполнен – как молоко наполняет жбан.
Законы ныне – бессчётно множащиеся, причудливо изгибающиеся фразами юридического волапюка, цепляющиеся за мёртвые значки предшествующих параграфов – подтверждают блистательную правоту бритвы Оккама – ибо они без надобности умножают сущности.
Законов человеческих в идеале (ласковая недостижимость Китежа! Не-обретение Грааля!) не должно быть: данное нам извечно – Моисеевы скрижали и Нагорная проповедь. Плотный, плотский, физиологический человек не смог жить внутри этих графически-ясных схем, не смог следовать сиянию высочайших принципов. Человек – меняясь и возрастая, по чуть-чуть, часто и вовсе незаметно (меняясь не полностью, однако, не кардинально, ибо тогда античная, к примеру, классика была бы нам вовсе непонятна) – не меняется физически; а физиология, судя по всему, имеет греховную составляющую – если вообще не вся её начинка греховна.
Алмазный свет Нагорной проповеди не стал законом – постепенно, худо-бедно, возникли тяжёлые, с мертвенным отсветом прагматики дебри права – права, равнодушного к духу, и не аппелирующего к душе – ибо нельзя её ни пощупать, ни взвесить…Когда же человек изменится физически? Может быть, Достоевский знал ответ?..
Тем не менее, текстовое ограничение сочиняемых законов – скажем, не больше такого-то количества слов – могло бы внести подобие ясности в юридический хаос, окружающий нас.
12
ГДЕ ЖЕ БЕССМЫСЛИЦА?
Потакание амбициям заводит в тупик. Жизнь не реагирует на их воспалённые всходы в чьей-то душе. Честолюбие остаётся неудовлетворённым, а усилия по самореализации во внешнем мире напоминают Сизифов труд. Напрягая мышцы, облитый потом, некто, набычась, катит метафизический камень в гору, чтобы не получить ничего. Жизнь бессмысленна - думает он. Жизнь – насмешка, кажется ему.
И вдруг – рост амбиций в душе прекращён (лучший вариант), и как-то исподволь, сквозь нежное, незнакомое сияние становится ясен океан духовности, распростёртый над нами – океан, осиянный ярчайшим светом любви; и – работа обретает новый смысл – или понимает человек, что смысл в том, чтобы качественно делать работу, подключаясь к духовному этому океану – и ради него…
Человек меняется. Он становится светлей. Может быть это даже замечают другие, хотя человек уже догадывается, что других по сути нет, что все едины, ибо корни всех жизней в этом океане любви и духовности. (Попробуйте так чувствовать в метро, в час пик – если получится, значит в самом деле что-то сдвинулось в вашей душе).
Но теодицея кажется уже человеку детской игрой, и хотя на умозрительном уровне он не знает, как решить её, но вопрос – понимает – поставлен неверно…
Волны океана ласкают его душу, и он работает, и…где же тут бессмыслица? Абсурд?
13
КАК СТОИТ ВЕРИТЬ
Перед завитым столбом огнём опасности вспомните ли вы слова канонической молитвы?
Сорвавшись с круч, обратите ли вы помыслы свои к официальной церкви? Ростки молитвы прорастут сокровенными словами из глубины сердечной почвы. Не в этом ли соль веры?
Верить – как подсказывает сердце? Разумеется, вы можете взойти на корабль церкви и слушать, что вам говорит капитан пути, и исполнять все его предписания, но как быть, если методично исполняя всё, предложенное вам чувствуете внутреннюю пустоту, ненаполненность? Тогда вы испытываете потребность ощутить бездну Бога в себе – или хотя бы крохотный отблеск этой бездны; и сердце ваше, окрылённое, само найдёт волны света – волны веры. Вера заложена в нас, она укажет путь – лучевое движение к сути.
Верить – как подсказывает душа, соприкасающаяся с Богом; и если церковь приводит к этому – значит ваш путь через неё.
Но что может быть чище детской молитвы, наивной, составленной из собственных слов, и - благоухающей, лучащейся светом доверия?
А – Будьте, как дети – неотменимо.
14
ДУХОВНЫЕ СОТЫ
Пусть Атлантидой уйдут под воду небытия гнев и зависть, зло и тщеславие, пусть дворцы гордыни, мертвенно сияющие потьмой стремления жить без Бога затонут, сгинут, исчезнут – и на метафизической пасеке обретёте вы возможность духовного мёда! О, пасека устроена на диво – и не только светом молитв, но и овеянным нежностью высоты искусством, и тихим вглядыванием в себя самого, в световую бездну души, и надеждой – лёгкой и крылатой…Пасека духовного восторга и полноценного полдня духа, пасека духовных трудов и такой же, безгрешной радости.
А ты всё ходишь и ходишь мимо, тащишь мешок, набитой алчностью, тщеславием, злобой…
15
ТЕМА СТРАХА
Совпадая с линией веры, человек теряет страх. Теряет дробные многочисленные страхи, вечно атакующие душу.
Линия веры – наиважнейшая в жизни, но где в городской суете – безденежье, преуспеянье, карьерный рост, и прочее и прочее – ощущается свет её великий?
Что-то такое есть – и вся вера. Кургузый обрывок великой световой линии, светлый вихор тронувший душу. Химеры с Нотр дам де Пари – химеры, воплощающие низовых жителей астрала: тех, что дышат хладом и смрадом, поселяя всем в душу разнообразные страхи – уродливые, как сами химеры…
Душа, идущая по линии веры – знает и чувствует: Ни волос не упадёт с головы человека…Так чего же бояться?
Минус страх – и дела твои насытятся светом, и уйдёт суета, и всё станет осмысленно, и сосуд абсурда будет разбит.
Как же совпасть с этой линией?
Тщишься всю жизнь…
16
ХОЛОД КУЛЬТОРОЛОГИИ
Сколь высоко поднимает вас это произведение искусства? – При чём тут это? Главное детали! – Филологический разбор заменяет сущностные разговоры о поэзии. Средневековые соборы сильны стилистическим декором – а вовсе не порывом к небу, вложенным в многовековое сооружение соборов создателями. Холодные руки культурологии касаются всего, созданного искусством и творчеством. Холостой пыл классификаций, выхолащивающий душу.
Чем-то иным должно быть насыщено изучение культуры! Гореньем! Огнём, возвышающим душу – а иначе пустота классификаторских таблиц омертвит сущность созданного…
Александр Балтин